Дата опубликования

14 мая

 

Мои сочинения: Достоевский, преступление и наказание. Незабываемые страницы романа

 

 

 

на главную

Гостевая книга

Почта

 

 

Незабываемые страницы романа. По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

Роман пропитан кровью. Красная жидкость густеет на глазах, становится бордовой, запекается. Давайте пройдемся по страничкам, особо окропленным кровью, кровью, кровью.......

 

"Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на её затылке. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал её малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела ещё поднять обе руки к голове." Она цепляется за жизнь как может, тянет руки к свету, оттягивает смерть. "Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом, и всё по темени. Кровь хлынула как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к её лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой." Заглянул, заглянул в лицо смерти, не удержался! Она мертва, и он рад, он смог, он сделал это! Он право имеет, имеет! Он - не вошь, не вошь!

"Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят. Он остановился и притих, как мертвый. Но всё было тихо, стало быть померещилось. Вдруг явственно послышался легкий крик, или как быдто кто-то тихо и отрывисто простонали замолчал. Затем опять мертвая тишина, с минуту или с две. Он сидел на корточках у сундука и ждал, едва переводя дух, но вдруг вскочил, схватил топор и выбежал из спальни."

Посреди комнаты стояла Лизавета. Читатель не спрашивает, откуда берётся здесь Лизавета, как проникла она в комнату, почему она не там, где договорилась быть - ведь ради Лизаветы всё и задумывалось! Ну, или точнее, ради таких как она - ради бедных людей, которые крутятся, но не могут ничего сделать, находятся в рабстве у обстоятельств, ну, или, как Лизавета, у старших сестер. Писатель ошарашивает этим появлением читателя, он не успевает задать вопрос, а Раскольников уже убивает её. "И до того эта несчастная Лизавета была проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо, хотя это был самый необходимо-естественный жест в ту минуту, потому-что топор был прямо поднят над её лицом. Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула её к нему вперед, как бы отстраняя его. Удар пришёлся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени."

 

"- Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! - кричит из толпы один любитель.

- Топором её, чего! Покончить с ней разом, - кричит третий.

Миколка бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. - Берегись! - кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложиться ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом."

 

Раскольников уже всё знает. Он знает, что убъет дряную старушку. Он знает, что убъет её топором, что одного удара не хватит. Он уже не раз прокрутил эту ситуацию в своей голове, один раз сделал пробу в доме самой старушки. Он только Лизавету не посчитал, забыл дверь закрыть, и это его единственный просчет.

 

"Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мертвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в иступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его, наконец, и выносит из толпы."

Кто есть кто в этой сценке? Убивают Лошадку. Мучают, не дают двигаться - это Лизавета, она тоже мучилась, искала, пробивала себе дорогу в жизни. Убивают её Раскольников и Миколка, почему бы не объединить их? Итак, Миколка это Раскольников. А кто же тот, кто обнимает лошадку, бъет Миколку? Это тоже Раскольников, его второе Я, это его положительное начало, доброе, хорошее.

Отец маленького мальчика, святого Раскольникова - Разумихин. Он вытаскивает его из злой толпы, тянет дальше от Миколки, от злого Раскольникова, лечит от сумасшествия, защищает от нападок Порфирия - от последствий деятельности Миколки.

 

"-Любите вы уличное пение? - обратился Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико посмотрел и удивился. - я люблю, - продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе не об уличном пении говорил, - я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще и лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают..."

"На канаве, не очень далеко от моста и не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. Катерина Ивановна, в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо её смотрело страдальнее, чем когда-нибудь; но возбужденное состояние её не прекращалось, и она с каждою минутою становилась ещё раздраженнее.

Сквозь толпу протиснулся городовой. <> Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери, увидев, наконец, солдата, который хотел их куда-то вести, вдруг, как бы сговорившись, схватили друг друга за ручки и бросились бежать. С воплем и плачем кинулась бедная Катерина Ивановна догонять их. Безобразно и жалко было смотреть на неё, бегущую, плачущую, задыхающуюся. Соня и Полечка бросились вслед за нею.

-Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети!.. Поля! лови их... ДЛя вас же я...

Она споткнулась на всем бегу и упала.

-Разбилась в кровь! О господи! - вскрикнула Соня, наклоняясь над ней."

 

"- Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрет, - сказал Раскольников.

 - Ох,нет, нет, нет!- И Соня бессознательным жестом схватила его за обе руки, как бы упрашивая, чтобы нет.

- Да ведь это ж лучше, коль умерт.

- Нет, не лучше, не лучше, совсем не лучше! - испуганно и безотчетно повторяла она.

- А дети-то? Куда ж вы тогда возьмете их, коль не к вам?

- Ох, уж не знаю! - вскрикнула Соня почти в отчаянии и схватилась за голову. Видно было, что эта мысль уж много-много раз в ней самой мелькала, и он только вспугнул опять эту мысль.

- Ну, а коль вы, еще при Катерине Ивановне, теперь, заболеете и вас в больницу свезут, ну что тогда будет?  -безжалостно настаивал он.

- Ах, что вы, что вы! Этого-то уж не может быть! - и лицо Сони искривилось страшным испугом.

- как не может быть? - продолжал Раскольников с жесткой усмешкой, - не застрахованы же вы? Тогда что с ними станется? На улицу всей гурьбой пойдут, она будет кашлять и просить и об стену где-нибудь головой стучать, как сегодня, а дети плакать... А там упадет, в часть свезут, в больницу, умрет, а дети...

- Ох, нет!.. Бог этого не попустит! - вырвалось, наконец, из стесненной груди у Сони. Она слушала, с мольбой смотря на него и складывая в немой просьбе руки, точно от него всё и зависело"

А зависело ли что-то от Раскольникова? Ведь попустил же такое бог, танцевали дети на канаве, плакали, пугались толпы, боялись матери, плакали, слушали крики и угрозы матери...

Почему Раскольников, несмотря на попущение бога, верит в него к концу книги? Почему он думает одинаково с Богом, угадывает его планы? Такой ли бог добрый, как думает Соня, и почему этот самый "добрый" бог позволяет так страдать несчастному семейству Мармеладовых? Соня понимает - бог их покинул, но она верит в него, верит в то, что он вернется, и он возвращается в лице Свидригайлова. Этот убийца, приехавший в Петербург за Дуней, оплачивает помещение детей в пансионат, делает благие дела - радует Дуню вестью о наследстве, пытается спасти Раскольникова - предлагает уехать.

Всё это он делает в порыве воскрешения совести. Он, точно так же как и Раскольников, раскололся на две половины. И вот под самый конец своей жизни хорошая половина в нем победила, его замучила совесть и он (не было на него Сони, которая посоветовала бы ему сдаться) покончил с собой, полностью удовлетворенный своими хорошими поступками.

 

"Её опять проподняли.

-Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь! - крикнула она отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку.

Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо её закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла.

Соня упала на её труп, обхватила руками и так и замерла, прильнув головой к иссохшей груди покойницы. Полечка припала к ногам матери и целовала их, плача навзрыд. Коля и Леня, ещё не поняв, что случилось, но предчувствуя что-то очень страшное, схватили один другого обеими руками за плечики и, уставившись один в другого глазами, вдруг вместе, разом, раскрыли рты и начали кричать. Оба ещё были в костюмах: один в чалме, другая в ермолке с страусовым пером."

 

Ну вот, ещё одна... лошадка. Уездили клячу...

 

Тема лошадей ярко выражена в романе. Это и сон Раскольникова до убийства, и Мармеладов, раздавленный "парой горячих серых лошадей", которых держали под уздцы, и чуть ли не сбивший Раскольникова кучер на мосту, хлестнувший его кнутом. Да, лошади тогда были повсюду, но автор резко делит лошадей на две крайне разные группы: лядащие лошаденки и сильные жеребцы. ЛОшади играют роль людей, и Раскольников встречает всё чаще "лядащих" лошаденок - лошадей, которые живут на этом свете только благодаря прихоти своих хозяев, любящих и только поэтому содержащих их.

 

 

за весь роман умирают:

Алена Ивановна - убита Раскольниковым специально

Лизавета Ивановна - подвернулась под руку и убита Раскольниковым как ненужный свидетель

Мармеладов - погиб под копытами лошадей

Катерина Ивановна - умирает от чахотки

Жена Свидригайлова - убита Свидригайловым

Свидригайлов - самоубийство

Пульхерия Ивановна - умирает после потери сына, подозревая о его ссылке

 

Возможные смерти:

Афросиньюшка, бросившаяся в реку. Накануне она хотела удавиться, но её сняли с петли. Увидев её, Раскольников передумал топиться

Миколай - попытался повеситься, испугавшись что его посадят за убийство старушки, но его сняли с петли                                                                                               Раскольников - хотел утопиться, но увидев Афросиньюшку, передумал, решил найти другой способ покончить с собой.

Соня - не раз думала о самоубийстве, потому как не могла жить с желтым билетом, из-за которого ей немало досталось.

 

KotBehemoth. 2005 год

Другое

Другие сочинения

 

Вверх

На главную

 

 

KotBehemoth

2005 год

 

 

Hosted by uCoz