Дата опубликования

28 мая

 

Михаэль Ханеке

 

 

 

на главную

Гостевая книга

Почта

 

 

Фильмы Михаэля Ханеке

 

Михаэль Ханеке известен своими скандальными и шокирующими фильмами. Первый фильм Ханеке, который принес ему широкую известность это "Забавные Игры". Фильм рассказывает о том, как состоятельная австрийская семья - муж, жена и их маленький сын - приезжает летом на дачу. И вскоре в собственном доме они становятся заложниками двух приятных с виду молодых людей, которые заключают с ними пари - через 12 часов никого из членов семьи не останется в живых... Приятели затевают извращенную психологическую игру, в которой победители и проигравшие предопределены... Во время мировой премьеры на Каннском Фестивале 1997 года на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие публику, что ее ждет что - то страшное. Фильм вызвал следующие отклики в прессе: "Кинематографический шедевр ужаса" (Hollywood Reporter), "Самый шокирующий фильм Европы" (Коммерсантъ), "Смотрите, если отважитесь" (Film Scouls)

 

Фильм Ханеке "Пианистка" не только вызвал бурню реакцию прессы, но и получил немало наград. На Каннском кинофестивале 2001 года фильм получил сразу три награды - Большой приз жюри, за лучшие женскую и мужскую роли. Героиня фильма, сорокалетняя Эрика (Изабель Юппер) - известная музыкантша, профессор консерватории - спит с престарелой матерью (Анни Жирардо) в одной постели и регулярно посещает порносалоны.

 

Ханеке привык эпатировать зрителей. Он считает, что шок выводит буржуа из равновесия и снимает защитный барьер, заставляя зрителей воспринять происходящее с максимумом эмоций. Все его фильмы исследуют темную сторону человеческой души, но никогда он не показывал на экране законченного злодея. Даже безжалостные подонки, уничтожающие семью дачников в картине "Забавные игры" (Funny Games) не лишены обаяния и юмора - они обычные современные парни и этим страшны вдвойне. А скупая натуралистическая манера съемки делает истории Ханеке практически документальными. Исполнившая главную роль французская актриса Изабель Юппер (Isabelle Huppert) потрясла Европу экспрессивной игрой и отчаянной откровенностью, с которой она передает метания своей героини. Многие критики были удивлены, что популярная актриса согласилась на столь откровенные кадры. Но Юппер считает, что это очень человечная история, полная трогательности и любви, а какие формы принимает эта любовь уже второй вопрос.

 

Австрийский режиссер германского происхождения изучал философию и психологию, ставил спектакли на радио, в театре и на телевидении. Его первый фильм под названием "Седьмой континент" (1988) удостоился "Бронзового леопарда" на кинофестивале в Локарно. В 1992 году картина Михаэля Ханеке "Видеоплёнки Берни" произвела сенсацию в Каннах, хотя демонстрировалась вне конкурса. Позже Ханеке получит за этот фильм премию европейской критики "Феликс". Новую волну шума вокруг своего творчества режиссер поднял, выступив на юбилейном, пятидесятом Каннском кинофестивале - уже в конкурсе - с "Забавными играми".

 

Ханеке не первый, кто взялся исследовать природу насилия. И даже не он первый, пожалуй, догадался, что не всякое извращение и психоз можно объяснить по Фрейду, сослаться животные инстинкты, на условия жизни, или удариться в мистику. Однако в том, как подать немотивированное насилие, Ханеке нет равных. Европейскому постановщику незачем, как американцам после Тарантино, лить с экрана потоки клюквенного сока, долго мучить хороших людей, прежде чем герои восстановят наконец справедливость и сквозь горы трупов придут к счастливому концу. Вместо этого опытный телевизионщик элегантно разыгрывает убийства в декорациях милейшего домашнего сериала про папу, маму, сына и добропорядочных соседей, живущих где-нибудь в живописной местности. На таком простом и ясном фоне жестокость происходящего еще более очевидна и по-настоящему пугает.

 

Ханеке, видимо, этого и добивался. В отличие от, скажем, Клода Шаброля, тоже любящего разводить чертей в тихих омутах, надуманные страсти у австрийца не кипят. Разве что тлеет легкое раздражение по поводу очевидной глупости жертв, а природа зла столь загадочна, что невольно вызывает интерес. Застраховаться от этого нельзя, можно только не наткнуться и таким образом избежать.

 

Другое

Фильмография Михаэля Ханеке

 

Вверх

На главную

 

 

KotBehemoth

2005 год

 

 

Hosted by uCoz